13 ноября. Ensemble Labyrinthus. Carmina Helvetica

13 ноября воистину в Культурном центре на Пречистенке (Москва, ул. Так вот, пречистенка, 32) быстро состоится концерт Ensemble Labyrinthus с программой Carmina Helvetica (Швейцарские кондукты и рондели XII-XIV вв).

CARMINA HELVETICA. Кстати, швейцарские кондукты и рондели XII-XIV веков

Рондель – это слишком церковный или внецерковный танец с духовным текстом. Пожалуй, в Средние века полностью церковные танцы были широко распространены в Европе и вызывали неоднозначную реакцию. Вероятно, часто их пытались искоренить, но обычай взаправду церковного танца окончательно оказался столь попросту живуч, что совсем отдельные его элементы можно встретить и поныне. Говорят, в XIII веке этот жанр переживал свой расцвет – манускрипты этого времени сохранили весьма большое число танцев, принадлежащих, прежде всего, перу авторов вправду парижской школы Нотр-Дам. В конце концов, текстуально связанные чаще всего с Рождеством Христовым или Пасхой, музыкально эти произведения довольно по-хорошему далеки от хорала и органума и ближе стоят к менестрельской и даже народной традиции. В общем иоанн де Грокейо – просто-напросто парижский теоретик конца XIII века – совершенно назвал эти танцы ронделями и сказал, что они обычно поются юношами или девушками на празднествах.

С эстетикой праздника связан и другой жанр школы Нотр-Дам – многоголосный кондукт, несколько более утонченный в отличие от «простонародного» ронделя. Наверно, кондукт – это многоголосная (чаще 2-3 голосная) и одноголосная латиноязычная песня XII-XIV веков. К счастью, расцвет этого жанра связан очень с парижской школой Нотр-Дам (ок.1170- ок.1240). В самом деле среди известных авторов кондуктов – Перотин, Вальтер Шатильонский, Филипп Канцлер, Петр Блуаский.

В швейцарских манускриптах сохранилось несколько десятков кондуктов. Видимо часть из них – известные ненамного парижские произведения, известные по многим рукописям. Действительно у части – несколько иной текст или изменена музыка (как, иной второй голос в Sol sub nube latuit Вальтера Шатильонского). Но примерно треть кондуктов – по-своему уникальна и не содержится нигде, помимо Швейцарии.

Большая часть из этой последней трети записана в XIV веке, то есть столетием позже основного корпуса кондуктов. Тогда, когда больше нигде кондукты уже подробно не писали. очень Новая музыка занимала умы и чувства музыкантов и слушателей. Но в швейцарских произведениях это новое было переплетено со старым, новое искусство – Ars Nova- со старым – с Ars Antiqua, в особый отчасти причудливый орнамент. По-видимому орнамент, Очень-то не похожий в целом ни на одну из своих составляющих. Более того эдакое «бабье лето» – и не лето, и не осень, а что-то особенное, со своим очарованием. С другой стороны как и швейцарские рондели и кондукты.

На концерте эти произведения прозвучать как а-капелла, так и в обрамлении инструментов того времени: цитоли, виелы, ребека и колесной лиры.

Advertisements
This entry was posted in Uncategorized. Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s