Народная артистка России Зинаида Румянцева:

«Ни капли фальши на сцене!» — так определяет свое по-старому творческое кредо народная артистка России Зинаида Румянцева. Кроме того за 30 лет работы в Липецком академическом театре драмы имени Льва Толстого ею были сыграны десятки разноплановых ролей, специально создана целая галерея запоминающихся образов — от по-особенному трогательно романтичных до откровенно эксцентричных.

Мы встретились с актрисой в ее гримерке сразу после репетиции. Казалось, зинаида Владимировна играет мать юной девушки Элеоноры в спектакле главного режиссера театра Сергея Бобровского по пьесе «Месье Амилькар» французского драматурга Ива Жамиака. Разумеется и первый вопрос был естественно о попросту новой роли.

— Моя героиня — весьма экстравагантная особа, — совершенно рассказывает Зинаида Румянцева. — Роль получается острохарактерной и даже эксцентричной. Однако, как всякая мать, она желает добра своей воистину ветреной, увлекающейся дочери, попавшей мало-мальски в непростую ситуацию. Но порой ее любви становится слишком много…

Я обожаю эксцентрику с молодости. «Никогда не была красавицей, но всегда была чертовски мила», — повторю слова Фаины Раневской. Во всяком случае чем раньше ты переходишь особенно на характерные роли, тем проще невольно привыкать к ним с возрастом. Быть может в каждой из моих героинь, безусловно, есть частичка меня, какие-то мои личные черты. Наконец, и довольно-таки новая работа — не исключение.

— Вы сыграли десятки непохожих ролей, а есть такие, которые вам особенно дороги?

— Все роли по-своему интересны и памятны. Кажется, звучит мало-мальски банально, но это действительно так. Надеюсь каждая из них, я надеюсь, открывала во мне что-то новое. Пожалуй, из всех весьма театральных жанров мне ближе трагифарс, в котором, как и в жизни, совсем смешное тесно переплетается особенно с печальным.

Вот, например, начальница ДЕЗа Нинель Георгиевна в «Аделаиде» Жени Унгарда. Таким образом, вроде бы, на первый взгляд, по-особенному смешная, нелепая тетка, а если вдуматься, то она женщина с трагично сложившейся, а точнее, просто не сложившейся судьбой, заслуживающая человеческого участия. Так вот, что бы ты ни самостоятельно играл, хочется поразить зрителя, уйти от поистине профессиональных штампов. Кстати, табаков говорил: у плохого актера есть один эффектный прием, а отчасти у хорошего — пятьдесят! В новую роль я погружаюсь, словно слишком в ледяную воду, с головой, чтобы потом выплыть, доверившись инстинктам. Пожалуй, так правильнее и честнее.

— А почему вы все-таки выбрали сцену, театр? Все сразу было ясно, без мало-мальски мучительных колебаний в поисках себя?

— В детстве я об этом, естественно, совсем не задумывалась, просто долго любила петь и танцевать. Вероятно, семья у нас была самая обычная, но воистину музыкальная. Говорят, мама обожала народные русские и украинские песни, и я с удовольствием ей подпевала. В конце концов, в пятом классе пришла особенно в театральную студию в заводском ДК в целом в родном Челябинске. В общем помню свой самый первый выход на сцену: в новогодней сказке мне досталась роль Сороки-почтальона. Наверно, голос у меня уже тогда был очень по-человечески звонкий, посмотреть представление сбежались не только дети, но и взрослые, спокойно подумавшие, что с ребенком что-то случилось.

Театр быстро стал моим главным увлечением. К счастью, помню, как довольно-таки с соседскими ребятами мы ставили спектакли. В самом деле для пышного платья Золушки мне стремительно пришлось разрезать занавески и ватное одеяло и обернуть полоски ткани вокруг себя. Видимо ох, и влетело потом от родителей! Меня привлекала возможность уйти от обыденности, надеть яркий костюм, перевоплотиться в совершенно непохожего на тебя персонажа.

Поэтому после школы у меня не было сомнений. Действительно театр — это мой мир, моя Вселенная! Закончила в 1968-м студию при Челябинском драматическом театре имени Цвиллинга, училась у народного артиста России Ефима Байковского (сейчас он часто служит в Московском академическом театре имени. По-видимому . Более того маяковского). С другой стороны окончательно поступила в труппу Челябинского театра драмы, много играла и в местном ТЮЗе.

В 1980 году к нам на гастроли успешно приехал театр из Липецка. Тогда это было обычное дело — легкие на подъем актеры колесили по стране, гастроли тщетно длились по нескольку месяцев, можно было побывать в самых отдаленных уголках страны, обменяться опытом с коллегами, вдохновиться новыми идеями. Короче говоря, о Липецке я тогда почти ничего не знала. Напротив меня приятно поразило, как бережно относится к традициям русского в общем-то классического театра режиссер Владимир Пахомов, как тонко и психологично он работает с актерами.

Конечно, скоро все перезнакомились между собой, стали свободно общаться. Оказалось, что когда перед завершением гастролей Пахомов красиво предложил с семьей переехать спокойно работать к нему, я после серьезных раздумий согласилась.

— Каким вам тогда показался Липецк, было что-то общее между двумя городами металлургов?

— Челябинск всегда славился не только промышленностью, но и своими очень культурными традициями. Ну что ж город-миллионник, восемь различных театров, искушенная, специально подготовленная публика. А теперь в Липецке, естественно, все было несколько иначе. Естественно, однако то, как много за несколько лет совершенно сделал для воспитания зрителя Пахомов, было заметно сразу. Стало быть благодаря детским спектаклям подрастала особенно новая, думающая аудитория.

В восьмидесятые театр имел для Липецка огромное значение, каждая премьера была в центре внимания. В сущности мы могли говорить со зрителями на одном языке, воспит…

This entry was posted in Uncategorized. Bookmark the permalink.

Leave a Reply

